Глава первая. Сами мы неместные.
Однако, ежегодно, не одно десятилетие, проводя отпуск в Мамадыше , у меня сложился образ города, с точки зрения праздно отдыхающего.
Мамадыш , безусловно, - город-курорт и основная прелесть его состоит в том , что курортом он не является. Он живёт провинциальной, самодостаточной жизнью, ибо всё немалое количество приезжающих на лето отдохнуть, для Мамадыша люди не чужие.
Старая часть Мамадыша расположена на высокой террасе у подножия горки Пузанки, на слиянии рек Вятки и Ошмы. Вятка – река судоходная, но с чистой водой, годной для приготовления ухи.
Грамотный выбор места закладки города , обеспечил замечательный местный микроклимат. Восходящие от Пузанки потоки воздуха , рвут и рассеивают облака, обеспечивая горожанам максимум солнечных дней. В случае заморозков, холодный воздух скатывается с террасы к реке, без ущерба саду и огороду. Помидоры и огурцы растут здесь в открытом грунте. В результате на базаре цены абсолютно смешные и не только на фрукты-овощи.
Однажды , меня чисто конкретно послали, купить овощей-хлеба-масла к обеду, таки я в пределах той сметы , приволок в дом заднюю половину туши, которая ещё утром была бараном. Столичные женщины были просто в растерянности.
Опять же свежая рыба. Даже коли ты не рыбак – стук в калитку, короткий торг и у тебя в корыте плещется тройка судаков. Ставь тесто, топи печь и к вечеру на столе рыбник, под водочку местного спиртзавода.
Хорошо, топить печь неохота или оная не имеется, ступай в кулинарию при ресторане «Вятка» , набери прелестей татарской кухни: эчпочмак, губадья, перемэч, чак-чак , словами описать невозможно, это надо съесть.
Мельком упомяну изысканный ретро-вкус местного хлеба, колбас и молочных продуктов, ибо сырьём пищевую промышленность Мамадыша снабжают не Аргентина и Новая Зеландия , а местные сельхозпредприятия.
В фирменных магазинах «Арыш мае» представлена продукция всех спиртзаводов республики Татарстан, а также пивного концерна «Красный Восток» и местные минеральные воды, из которых рекомендую «Яр Чаллы». Впрочем, в местном водопроводе вода артезианская, то есть минеральная.
Провизией отоварились, пора и на реку купаться.
Вода в Вятке изумительная , живая. В черте города два благоустроенных пляжа. За порядком и безопасностью на воде зорко и неформально следит пост МЧС. Выше по течению ещё пляж, не в пример лучше городских, ибо расположен на пустынной песчаной отмели. Местным ходить туда лень, а отдыхающему двадцать минут ходу по берегу реки не проблема. Купальный сезон здесь – всё лето.
Над серебрящейся на солнце водой мелькают чайки и ласточки-береговушки, чуть выше парят хищники: ястреб и скопа, откуда-то совсем из поднебесья хрипло кричит ворон. На противоположном берегу шумно как на лесопилке – там, на трёх раскидистых осокорях обосновалась колония цапель. Ты лежишь после купания на раскалённом песке и расслабленно наблюдаешь за, работающим даже по выходным ,муравьём.
Воочию наблюдал вариант отдыха для обременённых деньгами людей. Пятница , вечер, но по-летнему светло. Над Мамадышем стрекочет небольшой самолёт, делает посадку на местном аэродроме. Через четверть часа на пристань вылетает тройка чёрных автомобилей, из которых выходит группа товарищей и подруг. Их поджидает под парами буксир, запряжённый в небольшой дебаркадер (8м х 6м) с деревянными перилами по периметру и бревенчатой избушкой посредине. Из трубы избушки идёт дымок. Дружная компания благополучно загружается и через пять минут буксир тянет дебаркадер вверх по течению до одного из островов в русле Вятки. Плавучий дом отдыха бросает якорь, а буксир возвращается в порт приписки. Воскресным вечером вся операция повторяется в обратном порядке.
Конечно, соседство с неспешной и мощной Вяткой нашло своё отражение в менталитете мамадышчан и как следствие, самым престижным времяпровождением является – ловля рыбы. Сам я не рыбак, а потому, когда меня удостоили чести составить компанию маэстро-ветеранам акватории Вятки, внимательнейшим образом выслушал инструктаж деда Саши по насаживанию червяка на крючок и последующим действиям в период поклёвки.
Через тридцать секунд после заброса донки, согласно фарту новичка, я вытащил одновременно и стерлядь , и леща. Причём дед с серьёзным видом наставлял: «Смотри не перепутай. Лещ ловится на правый поводок, а стерлядь левым.» И даже имея подобную квалификацию я принёс с рыбалки около пяти килограммов лещей. А кто в этом деле понимает , тому в руки сом, стерлядь, окунь, судак, сазан, щука, жерех, чехонь и прочая. Только сразу скажу: без моторки на Вятке рыбачить проблематично.
Относительно охоты: видел уток, лису, зайцев, охотников…
Читательницы сего опуса могут посетовать: это мужские забавы … Хорошо, повернёмся лицом к лесу, благо вот он на горке, в ста метрах от города. Эта сосновая роща посажена на горе Пузанке местным лесхозом в середине прошлого века, там же сохранился и плодоносит яблоневый сад созданный трудом пионеров, нынешних пенсионеров. А на самой вершине звёздный памятник красным бойцам дивизии Азина павшим в братоубийственной Гражданской войне. Так вот в этой роще, в сезон, грибы произрастают в таком количестве , что их не ищут , а просто собирают сколько надо. А так как заготовками на зиму мы не занимались, то, возвращаясь с пляжа через сосенки домой , набирали пакет маслят и на обед была сковорода жареных грибов. А в сборе шампиньонов мы вообще были монополистами, ибо мамадышцы почитают их за поганки.
Ягоды в лугах здесь собирают вёдрами, а шиповник мешками. Порой ягоды превращаются в бедствие: невозможно присесть на траву , весь зад в красных следах от раздавленной клубники-земляники.
И уж если вы не поленитесь, любопытства для, забраться на Пузанку - оглянитесь вокруг. Вам откроется главная природная достопримечательность Мамадыша – горизонт. То, чего жители крупных городов лишены напрочь, а многие и не подозревают о его существовании. Открывающийся простор вбирает в себя реку, озёра, деревеньки, поля, леса, холмы, облака, небо… Он настолько величественен и необъятен, что всякие хвалебные слова кажутся кощунственными. Дух захватывает, ты молча присаживаешься на травку и тщетно пытаешься набраться этой красоты и мощи на год вперёд.